Курорты России

Каменные фантазии майя

Индейцы майя оставили после себя множество неразгаданных загадок, зашифрованных в сотнях странных иероглифов и скрытых в грандиозных сооружениях этого народа. Ежегодно исследователи и археологи пытаются разгадать удивительные тайны, покоящиеся в глубинах подводных пещер, сенотов и за стенами древних храмовых комплексов. Многие постройки майя не изучены полностью даже сейчас. Среди более чем пятисот городов майя на сегодняшний день самыми известными и знаменитыми являются Чичен-Ица, Тикаль, Копан, Ушмаль, Паленке, Бонампак, Пьедрас-Неграс и Коба.

Умельцы в работе с любыми материалами

Еще в XVI веке испанские конкистадоры были удивлены встречавшимися на их пути развалинами неизвестных городов. Каменные фантазии майя своими размерами и красотой поражают и восхищают и в наше время. Мастера майя превосходно обрабатывали различные горные породы, в том числе камень. Именно камень широко использовался в скульптуре и прикладном искусстве, в монументальной архитектуре, в ритуальных целях и в строительстве дорог.

Основанием прекрасных дорог, соединявших города майя, служила облицованная известняковыми плитами насыпь из щебня и гальки. Режущие орудия труда и воинское оружие древние мастера майя делали из обсидиана, добываемого в Эль-Чайале, или из кремня, поставляемого из Юкатана. Для изготовления мелких скульптур майя использовали нефрит, кремень, оникс, жадеит и глину. Несмотря на то, что гончарный круг майя был не знаком, глина имела широкое применение в керамике.

Своеобразное творчество майя

В древних захоронениях майя были обнаружены кремниевые фигурки, вероятно служившие церемониальными знаками отличия. Примерами высокохудожественных изделий древних мастеров служат следующие обнаруженные изделия: кинжал с рукояткой в виде пернатой змеи, фигурки вооруженного ножом жреца, ажурная пластина с изображением человеческих голов по краям.

Судя по всему, мастеров майя мало заботило сходство, они преобразовывали естественные формы подобно тому, как мы преобразовываем их в геральдике. Животных выбирали за их свойства, внешние качества и поведение, создавая определенный прототип с несколькими отличительными чертами, воспроизводимый в последствии в многочисленных вариациях. В искусстве майя очень небольшое число разновидностей животных: змеи - всегда гремучие, птицы – орел или гриф, а кошачьи - практически всегда ягуары. Майя использовали в своем творчестве краски минерального происхождения. Технология изготовления синей краски, используемой мастерами майя, не раскрыта по сей день, поскольку в составе краски содержится неизвестное современной науке органическое вещество.

Космология в строительстве

Правители майя постоянно стремились произвести впечатление своими диковинными каменными фантазиями в виде дворцов и пирамид не только на своих подданных и соперничающие царства. Древняя скульптура и архитектура майя обращена не только к людям, во всем видится стремление воссоздать на земле уменьшенный образ Вселенной. Вероятно, такое стремление позволяло майя чувствовать себя в гармонии с космосом, а выраженное в камне монументальное искусство гармонировало с вечностью.